Главное меню

История

А.С.Матвеев

Реставрация 1967-1969

Сергий Третьяков

Храмосданная доска

Церковь Рождества Богородицы с. Пояркова относится к числу замечательных памятников русского зодчества XVII в.

Первые сведения о селе восходят к 1581 году. В Писцовой книге этого времени читаем: "В Монаньине и в Коровине и в Быковском стану... митрополичье село Поярково на реке на Клязьме..."[1]. Селу принадлежала пустошь Волдырево и деревня Владычня. В нем стояла деревянная церковь Георгия Страстотерпца, построенная "клетцки"[2]. В начале XVII века церковь была уничтожена.

В писцовой книге 1623-1624 годов значится: "за дьяком Федором Апраксиным в поместьи, по государеве грамоте... 7127 (1619) года пустошь, что было Поярково на реке на Клязьме, а в нем был храм Страстотерпца Христова Георгия"[3]. Церковная Георгиевская земля находилась в ведении Патриаршего Казенного приказа и отдавалась в оброк.

В 1629 году пустошь Поярково без церковного места была собственностью стряпчего Михаила Ларионова. Церковную землю он брал у Патриаршего приказа в пользование за 4 алтына 2 деньги в год.

В 1648 году Георгиевская земля по-прежнему находилась на оброке у Михаила Ларионова "до тех пор, пока церковь построится"[4].

В 1650 году пустошь Поярково, без церковной землм, была во владении Богдана Федоровича Нарбекова, а в 1651 г. по обменному акту она досталась Артамону Сергеевичу Матвееву, за которым была закреплена в вотчину вместе с церковной землей.

С именем Артамона Матвеева, известного государственного деятеля XVII в., связаны наиболее интересные страницы истории с. Пояркова.

A.C. Матвеев был сыном дьяка. Судьба благоволила ему. Благодаря своим способностям, он стал одной из самых известных личностей России 2-й половины XVII в., другом царя Алексея Михайловича, воспитателем его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. Осбых успехов А.Матвеев добился на дипломатическом поприще. В 1654 г. входил в состав русской делегации на Переяславской Раде, в 1656-57 гг. - в состав посольства в Польшу. С 1669 г. возглавил Малороссийский приказ, считая основной своей задачей, присоединение всей Украины к России. В 1672 г. во время переговоров с Польшей добился закрепления за Россией Киева. С 1671 г. руководил одновременно Посольским приказом и рядом других центральных учреждений. Будучи во главе Стрелецкого приказа, Артамон Матвеев активно участвовал в подавлении Московского восстания 1662 г. В 1665-1666 гг. участвовал в борьбе с раскольничьей сектой Капитонов[5].

Поклонник западной культуры, Матвеев дом и семью держал по-европейски, завел домашний театр, имел большую библиотеку, явился инициатором составления "Титулярника" - справочника по дипломатической переписке, руководил созданием "Истории русских государей, славных и ратных подвигах, в лицах" и "Истории избрания и венчания на царство Михаила Федоровича", которые до нас не дошли[6].

После смерти царя Алексея Михайловича при Федоре Алексеевиче, с возвышением Милославских, Артамон Матвеев попал в немилость, был обвинен в колдовстве и сослан в Пустозерск. Был возвращен в Москву в 1682 году и вскоре, при подавлении стрелецкого мятежа, стал одной из первых жертв восставших.

В 1665 году Артамоном Матвеевым в селе Пояркове на церковной земле была построена церковь Рождества Пресвятыя Богородицы. С этих пор село получило второе свое название - Рождествено.

Воздвигнутый Артамоном Матвеевым миниатюрный бесстолпный храм имеет вид одноглавого четверика, увенчанного ярусами кокошников, с наибольшей трапезной. Помещение церкви, вытянутое с севера на юг, перекрыто лотковым сводом, трапезная - полулотковым.

Фасады храма украшены резными белокаменными порталами и разнообразными наличниками. На северной стене они образуют трехчастную композицию, в центре которой, в обрамлении фигурных колонок и резного орнамента, помещена храмозданная белокаменная доска с надписью, выполненной вязью. Углы четверика обработаны полуколонками и лопатками. Над западной стеной обнаружены основания столбов некогда стоявшей здесь звонницы.

Примыкающая к трапезной стройная на сквозных с круглыми опорками арках (в 60-х годах ввиду аварийного состояния один из столбов заменен квадратной опорой и две арки были заложены кирпичом), колокольня была сооружена в 1670-х годах. Она очень нарядна: арочные проемы нижнего и верхнего ярусов украшены висячими гирьками, проем столбов усложнен полуколонками, в парапет вставлены полихромные израцы. Богатство архитектурных форм и мастерство исполнения позволяют отнести храм к лучшим образцам русского зодчества середины XVII в.

В результате опалы Артамона Матвеева, последовавшей после смерти царя Алексея Михайловича, о чем говорилось выше, по указу царя Федора Алексеевича принадлежавшие ему вотчины в 1677 г. были отобраны и прописаны дворцовому ведомству.

В следующем году село Рождествено, Поярково тож, было пожаловано князю Михаилу Алегуковичу Черкасскому. Отказная книга 1678 г. сохранила полную опись бывших вотчин А.Матвеева. "Лета 7186 генваря в 9 день по государеву цареву и великого князя Федора Алексеевича... указу ... велено в селе Рождественном описать церковь Божию и в ней церковную утварь. Да в том же селе и в сельце Новом Савелках и в деревне Савелках вотчинниковы дворы и на них всякое дворое строение и лошади, и скотину, и хлеб в житницах молоченый и в кладях немолоченный и ... пашню и сенные покосы и всякие угодьи , и церковных причетников, и крестьянские, и бобыльские дворы, и во дворах людей ... А переписав..., велено отказать боярину князю Михаилу Алегуковичу Черкасскому в поместье"[7].

Среди построек села первой описана каменная церковь Рождества Богородицы.

Иконостас в храме был резной золоченый ("столбцы" между икон "резные золоченые"), "царские двери резные вызолочены и прописаны красками"[8]. Нижний ярус иконостаса занимали местные иконы - образцы Спаса, Рождества Богородицы, Богородицы Кипрской, Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, "государствх Ангелов в молении".Все иконы в киотах. Над местными иконами располагался ряд праздничных икон на золоте, в круглых киотах. Выше стояли иконы "деисусного чина", "да по сторон дванадесятых Апостолов, промеж ими столбцы резные золоченые"[9]. "Вверху над деисусы Распятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в круглом, резном киоте. По правую сторону два киота ж круглые ж, а в них дванадесять пророков, а над ними десять херувимов резных"[10].Как видим, порядок расположения икон не в полной мере соответствует сложившемуся к XVI веку классическому пятиярусному иконостасу. Вероятно, здесь сказались вкусы и пристрастия самого храмоздателя - Артамона Матвеева.

В примыкающей к церкви трапезной находились две иконы Великомученников Дмитрия и Георгия также в резных киотах. Все двери в церкви были железными. Северные и южные входы имели к тому же сякодяные затворы. Окна со стеклянными "окончинами" имели еще и железные ставни.

Храм был богат церковной утварью. На престоле находился резной золоченый крест, два Евангелия: одно с чеканными серебряными и золочеными клеймами с изображением Спаса и Евангелистов, другое - в басменном (тесненном) окладе, тоже серебряном позолоченном, с Распятием в центре и Евангелистами по углам. Среди богослужебных книг были апостол, служебник, потребник, устав, пролог, триоды, минея, псалтыри, часословы и др. Храм был богат также церковными одеждами из атласа, бархата, камки, полотна, украшенными серебряной вышивкой и серебряным кружевом, - это ризы стихари, епитрахили, оплечья, поручи, улары, пелены, покровы. Среди прочей утвари названы 2 кадила медных, пять шандалов, медная водосвятная чаша, 8 резных подсвечников, украшенных листовым серебром, пять деревянных аналоев. В церкви было резное деревянное покрытие позолотой, паникадило, с кистью из шелковых с золотом и серебром нитей, "на нем 12 ручек оловяных"[11]. Другое резное деревянное паникадило с 6-ю оловянными ручками висело, вероятно, в трапезной. На колокольне было 10 колоколов. Самый большой из них весил 29 пудов 8 гривен, остальные названы средними и малыми.

Анализируя состояние церкви Рождества Богородицы по этой описи, нелья не заметить, что XVII в. был лучшим временем в истории этого храма.

В 1673 г. Рождественская церковь была обложена данью, о чем в приходной книге Патриаршего казенного приказа была сделана следующая запись: "В нынешнем 7187 (1678) году октября 27 дня ... обложена на Москве церковь Рождества Пресвятыя Богородицы в селе Рождественском, Поярково тож, а на тоя церкви положено дани ... с дворов: с попова, с дьяконова, с дьякова, с просвирницына, с 28 дворов крестьянских молодчих и 14-ти дворов бобыльских, да с церковной земли .. с пашни 12 четвертей в поле а в дву потомуж, сенных покосов с 50 копен... рубль 2 алт. 2 ден., заезда гривна, и по тому окладу на нынешней 187 год взято..."[12].

В Дозорной и описной книге церковных земель Патриаршего казенного приказа за 1681 г. есть любопытная запись о том, что около церкви Георгия Страстотерпца, бывшей в XVI в. в Пояркове, располагалось, как водится, кладбище. После уничтожения Георгиевской церкви кладбище, названное в документе старым, продолжало существовать. Храм Рождества Богородицы был построен не на месте Георгиевского а в полуверсте от него. Место Георгиевского храма заняла кладбищенская часовня. В XVII в. возле Рождественской церкви захоронения не производились. Умерших погребали на старом кладбище[13].

Вблизи храма были дворы причта - священника, дьякона и дьячка. В селе Рождествене находился вотчинников двор, "на дворе строения: хором тройня да отхожая горница о трех жилых, верхние жилья стены и подволоки и двери писаные стенным письмом, в передней образ Всемилостивого Спаса, в другой образ Пресвятыя Богородицы, Казанские в резных киотах, в третей образ Пресвятые Богородицы Одигитрия"[14]. Среди мебели "два стола писанные на золоте, четыре стула, обиты кожаными красными, стул обит трипом, стул обит сукном голубым, четыре поставца столярные писаные..., два полавочника, кровать столярная"[15].

В хоромах было 33 столярных окончины, 15 ставен. Четыре печи в комнатах были облицованы изразцами. В сенях было три помещения с зеленой изразцовой печью, в которых стояло оружие - "протозаны" (типа рогатин или алебард). Дом имел чердак и высокий подклет. Под "отхожею горницею" находилась "мыльня". Все эти строения были покрыты тесом. На дворе был погреб с "входом", крытый сосновой кровлей, "поваренная изба" и "позарня сосновая", ледник с амбаром над ним, две людские избы, баня. "К тому ж двору сад", в нем 60 старых яблонь. Двор и сад были окружены оградой, "146 звен", имевшей трехстворчатые ворота, крытые тесом. За оградой находилась новая конюшня на 34 стойла. Был еще один двор - конюшенный и скотный, в конюшне 21 стойло. Опись перечисляет находившийся на этом дворе скот - коров, телок, быков, свиней и пр. На этом дворе находились две избы, где жили скотники и пять сараев. Ограда этого двора имела створачатые ворота. За хозяйственными дворами стояли четыре житницы с рожью, овсом и ячменем, гумно, над которым было четыре овина, солодовня с овином, три мякинницы[16].

В прудах, расположенных в селе на момент составления описи никакой рыбы не водилось. Под селом на реке Клязьме стояла мельница с двумя жерновами. Амбар был крыт тесом. На мельничном дворе, огороженном забором, находилась изба с сенями и сараи. В 1676 г. мельничная плотина была испорчена вешнею водою[17].

В селе Рождествене было 40 дворов, в них проживало 183 крестьянина мужского пола[18]. В Отказной книге приводится количество земли 335 четвертей, принадлежавшей вотчиннику, в том числе находившейся в пользовании крестьян, и посевов на ней, а также сенных покосов и леса.

После пятилетней опалы боярину Артамону Матвееву были возвращены его владения. Об этом свидетельствует Отказная книга: "Лета 7191 (1683) мая в 14 день по государю и великого князя Петра Алексеевича... указу... по челобитью боярина Артамона Сергеевича Матвеева помесного приказу подъячей Иван Некрасов приехал в Московский уезд в Горетов стан в вотчину боярина Артамона Сергеевича Матвеева, что была дана боярину князь Михаилу Алегуковичу Черкасскому, в село Рождествено с пустошьми ... А переписав да тое вотчину со всеми угодьи отказать боярину Артемону Сергеевичу Матвееву в вотчину ж. А что ему в той вотчине отказать... писано ниже сего...

В Горетове стану село Рождественное, что было сельцо Поярково на реке на Клязьме. А в нем церковь каменная Рож­дества Пресвятые Богородицы, да двор вотчинников, да двор скотной ... Да крестьянских дворов ... (37 дворов, 156 крестьянских душ мужского пола)"[19].

После смерти А.С. Матвеева в 1683 года село Рождествено с с землями перешло его сыну Андрею Артамоновичу Матвееву[20].

Граф А.А. Матвеев (1666-1728) получил прекрасное образование. В 1676-82 гг. был в ссылке с отцом, в 1691-93 гг. - воеводой в Двинском крае, в 1699-1712 гг. - послом в Голландии, в 1707-1708 г. - в Лондоне, в 1712-1715 - в Австрии, в 1719 г. - президент юстиц-коллегии, в 1724 - президент Московской сенатской конторы. Андрей Артамонович Матвеева составил описание Стрелецкого бунта. В 1704 г. в с. Пояркове находился "двор помещиков, двор скотной, в них 6 человек, крестьян 31 двор, в них 121 человек"[21].

В 1728 г. граф А.А. Матвеев продал Поярково Василию Васильевичу Степанову.

В 1739 г. село перешло его детям - Василию и Алексею.

Затем оно находилось во владении дочерей старшего сына Василия (или сестер В.В. Степанова, который первым приобрел это имение у А.А. Матвеева). Екатерины Васильевны, бывшей замужем за Павлом Васильевичем Мошковым, Марьи Васильевны, в замужестве Кутузовой (жена Ивана Федоровича Кутузова) и Анны Васильевны по мужу Ларионовой.

Во 2-й половине XVIII веке, в период Генерального межевания, когда заново определялись и утверждались границы владений, были составлены так называемые, специальные геометрические планы поселений с принадлежавшими им землями.

В экспликации к такому плану с Пояркова читаем: "Геометрический специальный план Московского уезда Горетова стана села Пояркова с принадлежащими к нему землями, которое владение состоит Статского советника Ивана Федорова сына Кутузова жены его Марьи, да лейб-гвардии капитана Павла Васильева сына Мошкова жены его Катерины Васильевой дочери.
Межевания, учиненного в 1767 году июня 23 дня ... , а внутри оного владения ... состоит: пашенной земли 294 десятин 2262 квадратных сажен, лесу строевого и дровяного 613 десятин 728 квадратных сажен, сенных покосов 93 десятины 377 квадратных сажен, под селением, огородами, гуменниками и коноплянниками 14 десятин 1319 квадратных сажен, под дорогами 4 десятин 1080 квадратных сажен, под половиною реки и под прудом 6 десятин 605 квадратных сажен, под церковью и под кладбищем 655 квадратных сажен. А всего во всей окружной меже 1026 десятин 2226 квадратных сажен...
Из этого числа... на довольствие церковнослужителей нарезано к церкви 33 десятины.., во владении села Пояркова состоит удобной земли 981 десятина 2185 квадратных сажен. В... селении по последней ревизии на часть статской советницы Марьи Васильевой дочери 38, да лейб-гвардии капитанши Катерины Васильевой дочери 41 душа состоит
"[22].

В Экономических примечаниях к Генеральному межеванию дано такое описание села Пояркова: "село Поярково на правом берегу реки Клязьмы. Церковь каменная Рождества Пресвятыя Богородицы. Господский дом деревянный и при нем сад с плодовитыми деревьями. На означенной реке состоит мучная мельница о трех поставах. Церковная земля на суходоле. Земля иловатая. Хлеб средственный, покосы хороши. Лес строевой сосновый, дровяной осиновый и березовый. Крестьяне на пашне". Число дворов 21, по ревизии душ мужского пола - 75, женского - 64[23].

Соседнее с Поярковым село Знаменское, "Иевлево тож", в 1767 году было в собственности лейб-гвардии поручика Николая Алексеевича Щепотова. К Знаменскому относились деревни Владышино и Ануково. Владельцу села принадлежало 781 десятина 61 квватратная сажень земли, из них 33 десятины 1051 квадратная сажень было выделено "на довольствие церковнослужителей"[24]. В селе стояла каменная церковь Знамения Пресвятыя Богородицы, дом господский деревянный, при нем два сада - "один регулярный, а другой с плодовитыми деревьями". На реке Клязьме находилась мучная мельницы о трех поставах[25]. В селе было 4 двора, 12 душ мужского пола и 11 женского. Судя по этим сведениям и плану села Знаменского, крестьянского поселения здесь не было[26].

Сельцо Лунево, принадлежавшее жене полковника Ивана Афанасьевича Юшкова, Прасковье Федоровне, имело внутри окружной межи 153 десятины 1434 квадратной сажени земли. В сельце, расположенном на левом берегу реки Клязьмы, находился господский деревянный дом с плодовитым садом. При помещичьей усадьбе было 2 двора, в которых жили дворовые люди - 4 мужчины и 3 женщины[27].

Еще одно ближайшее к Пояркову поселение - деревня Пекино принадлежала жене генерал-фельдмаршала, Президента Академии наук графа Кирилла Григорьевича Разумовского графине Екатерине Ивановне, бывшей статс-дамой при дворе Екатерины II. В деревне Пекино было 28 крестьянских дворов, 78 душ мужского пола и 78 женского.

В 1782 года село Поярково после смерти Павла Васильевича и Екатерины Васильевны Мешковых было продано опекунами их малолетних детей Александра, Петра и Натальи статскому советнику Павлу Ивановичу Глебову.
В сентябре была составлена купчая, подписанная обеими сторонами, в которой говорится: "Опекуны ... князь Иван Сергеев сын Барятинской и полковник Петр Васильев сын Мошков ... продали мне ... сего года августа 25 числа ... Павлу Иванову сыну Глебову и наследникам его, оставших на покойной тетке их, малолетних, родной статского советника Ивана Федорова сына Кутузова Марье Васильевой дочери, крепостное недвижимое ее имение, принадлежащее им, малолетним, после ее, Кутузовой, а ей дошедшее по наследству после брата ее родного лейб-гвардии отставного сержанта Василия Васильева сына Степанова и по купчей от сестры ж ее родной, а их, малолетних матери, Катерины Васильевой дочери и по разделу с теткой их, малолетних, ассесоршею Анною Васильевою дочерью Ларионовою, состоящее в Московском уезде в Горетовом стану село Рождествено, Поярково тож, с господским домом, со скотом, со птицы, с строением, с прудами и в них с рыбою, и садами, с хлебом ... стоячим, молоченым и в земле посеяным, да... мужска и женска пола крестьян ... с их крестьянским дворовым, хоромным и огуменным строением и со всяким их имуществом, с хлебом ... и всякого рода со скотом и со птицы и пашенной и непашенной земли и всякими угодьи, к тому селу принадлежащих
А взяли мы, опекуны, с него, Павла Глебова, за вышеписанное недвижимое имение... денег 5700 рублей
"[28].

К 1786 года село Поярково вновь сменило своих владельцев. Об этом мы узнаем из документа о ветхостях Рождественской церкви.
22 декабря 1786 года священник Селецкой десятины с Пояркова Рождественской церкви Федор Алексеев обратился к архиепископу Московскому и Калужскому Платону с жалобой на помещиков Пояркова полковника Петра Алексеевича Норова и коллежского ассесора Михаила Ивановича Скиодана, не желающих поправить ветхие престол и жертвенник и другие недостатки в храме, а также нарушивших договор, заключенный еще в 1777 году с прежней владелицей села Марьей Васильевной Кутузовой об устройстве быта причта, включая жилье.
Раздосадованный священник писал, что его "домовое строение... все, кроме одной избы, обветшало и обвалилось, в котором мне, священнику, жительство иметь неможно, о чем я неоднократно означенных вотчинников просил, но и поныне от них никакого в том себе удовольствия не получаю и претерпеваю крайнюю нужду"[29], и просил прислать ему "другое в Московском уезде священническое место"[30].

Церковные власти потребовали от помещиков объяснения. В прошении в Синод владельцы села Пояркова писали, что "в церкви Рождества Богородицы имеются престол и жертвенник от древних лет сооружены из кирпича, а ныне пришли в ветхость и имевшиеся на них срачицы обетшали, почему в прошлом 1786 году... оная церковь от священнослужения запрещена и поныне стоит праздна..., а ныне уже вместо оного обетшалого престола и жертвенника новые, вместо каменные, деревянные приуготовлены к сему"[31].
Далее вотчинники просят новые "престол и жертвенник поставить и на прежнем антиминсе освятить дозволить и о сем милостивую Архипастырскую резолюцию учинить"[32].

Чиновниками Синода были собраны сведения о Рождественской церкви. В частности, в них говорилось, что утварью церковь "средственна", приходских за ней числится (по данным 1780 года) 32 двора, в них мужского пола 94, женского 79 душ."
Церковной пашенной сенакосной земли отмежеванной 33 десятины... и оною землею владеют вышеописанные господа, (т.е. помещики П.А. Норов и М.И. Скиодан - Э.С.),
священнослужители содержание имеют от доходов приходских людей и от производимой от господ ... руги 15 рублей.
священнику, оржаного хлеба 8 четвертей, ярового четверти, солоду четверть, круп одна четверть, дьячку 5 рублей, оржаного хлеба 4 четверти, ячменного четверть, круп грешневых 4 четверика, пономарю 5 рублей, оржаного хлеба 4 четверти, ячменной четверть, круп грешневых 4 четверика;
пашенной земли на священноцерковнослужителей по две десятины в поле, и в дву потому ж, сенных покосов на собор 4 десятины, оною ругою священноцерковнослужители действительно владеют
"[33].

В результате длительной переписки в село Поярково был прислан новый священник, Дмитрий Ильин, и 21 августа 1787 года церковь была освящена.

Несмотря на благополучный исход этой истории храм стал приходить в упадок и это было, конечно, результатом невнимания к нему хозяев села Пояркова. В конце концов, с 29 марта 1807 года церковь прекратила свое самостоятельное существование и была приписана к Знаменской церкви села Знаменское -Иевлево.

В клировых ведомостях 30х-40х годов XIX в. написано, что Рождественская церковь "построена неизвестно кем и когда".
История храма была напрочь забыта, хотя на ее стене по-прежнему красовалась храмозданная доска.
Об упадке церкви говорит и запись о том, что она "утварью скудна", и хотя "стенами крепка, внутри на арке, отделяющей трапезу от настоящей, оказались трещины"[34].

Церковной землей владели после восстановления межевых знаков в 1834 году, священнослужители Знаменской церкви, "хотя законного акта на сие у них не было"[35]. Поярковские крестьяне обрабатывали крестьянскую землю, выплачивая причту Знаменской церкви 61 рубль оброку. Клировая ведомость говорит о том, что богослужение в Богородице-Рождественской церкви "бывает неопределенно, по желанию прихожан"[36]. По состоянию храма можно предположить, каково было состояние барского поместья в селе Пояркове, хотя прямых свидетельств этому, к сожалению, нет.

По данным К. Нистрема, в 1852 году владельцем Пояркова был дворянин Василий Михайлович Гурьев. В селе стояло 36 дворов и было 118 крестьянских мужского пола и 108 женского[37].

В это время в селе Знаменском-Иевлеве, принадлежавшем помещице Елизавете Михайловне Мартыновой, было 18 дворов, в которых проживало 57 крестьян мужского пола, в деревне Владышино той же помещицы - 44 двора, крестьян 64 души мужского пола и 57 женского[38].

В сельце Пикине владения малолетних господ Ушаковых - 22 двора и крестьян 82 души мужского пола, 72 женского. В сельце была господская усадьба с домом и оранжереей[39].

В 1861 году, в период освобождения крестьян от крепостной зависимости, село Поярково по-прежнему находилось в собственности Василия Михайловича Гурьева. При нем 9 ноября 1862 года была составлена Уставная грамота села Пояркова[40] - договор между помещиком и крестьянами по Положению 19 февраля 1861 года о предоставлении в пользование временно-обязанных крестьян (но не в собственность) земли и угодий. Согласно этому документу в селе было 47 крестьянских усадеб и 12 ревизских душ мужского пола, имеющих право на земельный надел. Границей, отделяющей крестьянский надел от помещичьих земель служила проселочная дорога из села Иевлево в деревню Черная Грязь.

Освободившиеся от крепостной зависимости крестьяне Пояркова и ранее находившиеся на оброке и обрабатывавшие 354 десятины земли, за предоставляемую в постоянное пользование землю с учетом ее особой ценности - пойменных лугов на реке Клязьме, растущего на предоставленном сверх обязательного надела леса, должны были платить по 10 рубля 71 и 13/30 копейки с души, что на всю общину составило 1285 рубля 72 копейки в год. Землю под своей оседлостью крестьяне могли выкупить в собственность сразу. Стоимость ее составила 300 руб. в год со всех усадеб, а выкупная сумма 5000 рублей.

Через четыре с половиной года после составления Уставной грамоты крестьянам села Пояркова была предоставлена возможность выкупить основной земельный надел. В это время поместьем владела княгиня Наталья Александровна Вяземская. Ей оно досталось по раздельному акту после смерти В.М. Гурьева. 3 августа 1866 г. между помещицей и временно - обязанными крестьянами был составлен Выкупной договор[41]. В нем отмечается, что после утверждения Уставной грамоты в наделе крестьян оказалось только одной удобной земли 420 десятин 2021 сажен. Согласно Договору отныне крестьяне Пояркова могли выкупить в собственность всю эту землю. Выкупная сумма составила 21428 рублей 66 2/3 копейки серебром. На основании государственного закона крестьяне могли взять на погашение долга помещице за землю у Правительства ссуду в размере 17142 рубля 93 копейки серебром[42].

К Выкупному акту приложен план села Пояркова с нанесенными на нем границами выкупаемой земли, очень подробно описанными в самом акте. 27 августа 1875 г. священник Ново-Озерецкой Покровской церкви, Никифор Соловьев, послал прошение на имя императора Александра II о возобновлении межевых признаков церковной земли Богородице-Рождественской церкви села Пояркова. "17 сентября Волоколамский уездный землемер Маслов, обще с ... сторонними людьми ... вышел на межу ... для возобновления межевых признаков в даче ... церковной земли села Пояркова, приписанной к селу Новоозерецкому, Мышецкое тож, владения того села священноцерковнослужителей"[43]. Уточняя границы владения, землемер заменил сгнившие межевые столбы новыми и расчистил засорившиеся межевые ямы. Им был также составлен "чертеж земли церковных границ" Рождественской церкви селаПояркова. В 1887 г. была составлена метрика Богородице-Рождественской церкви села Пояркова[44].

В метрике отмечено, что "наружные стены храма гладкие, выкрашены белой краской. Алтарь отделяется каменню стеною с тремя пролетами. Пол в паперти кирпичный, в церкви лещадный, в амвоне и алтаре из белого камня. В алтаре с правой стороны есть углубление в виде печуры. Алтарный помост на одну ступень выше помоста храма. Солея каменная, ограждений и решеток нет. Иконостас устроен просто, деревянный, гладкий, в 3 яруса, Царские двери простые, глухие. На колокольне 4 колокола небольшие и позднейшего времени. Стены церкви окрашены сплошь масляного краскою, изображений никаких нет. Иконы в иконостасе простого письма. Древних икон нет. Иконы обновлены в 1873 года усердием прихожан"[45].

Несмотря на относительно хорошую сохранность храма, мы видим, что к концу XIX века по сравнению с ХVII веком (см. Отказную книгу 1678 года) он претерпел значительные изменения в худшую сторону. Яруса кокошников были закрыты скатной железной кровлей, утрачен древний резной иконостас и царские двери, лишились росписей стены церкви, исчезли древние иконы. На колокольне стало меньше колоколов, древние колокола не сохранились.

Обращают на себя внимание некоторые неточные и неправильные ответы, данные составителем метрики псаломщиком Ново-озерецкой Покровской церкви Василием Соловьевым, о чем приходится сожалеть, поскольку это касается истории замечательного архитектурного памятника XVII века. Например, п. 3 - "Документальных известий и преданий нет, на дверях и других местах никаких надписей не имеется"[46]. Этому утверждению противоречит п. 52 - "Снаружи близ северной двери есть надпись в 1 аршин ширины, в 1 аршин длины, которую разобрать никто не мог как старинную"[47]. Или, "карнизов и прочих украшений нет, шея гладкая, без украшений"[48]. И хотя церковь богато декорирована, это никак не отражено в метрике. Но несмотря на это, документ, конечно, представляет определенную ценность.

По Справочной книжке Московской губернии за 1890 год при Пояркове, состоявшем в Дурткинской волости, была усадьба московского купца Иосифа Никифоровича Морозова. Население села составляло 320 жителей[49].

Барская усадьба села Знаменского Озерецкой волости принадлежала Виктору Николаевичу Мартынову, сыну прежнего владельца. В деревни Владыкиной в это время было 150 крестьян[50].

Усадьбу сельца Пекине Черкизовской волости, ранее принадлежавшую Николаю Александровичу Дмитриевскому, приобрела крестьянская семья Федоровых - Ивана, Сергея, Владимира, Екатерины и Натальи. В сельце проживало 118 человек[51].

При сельце Луневе состояла усадьба потомственной почетной гражданки Марии Николаевны Малютиной[52]. В 1911 году в селе Пояркове было 74 двора, церковно-приходская школа и 2 чайных лавки[53]. В Знаменском - 1 двор, в деревни Владычиной - 39 дворов и земское училище[54]. В сельце Пекине стояло 30 дворов[55].

С 1807 г. церковь в Пояркове была приписана к Знаменской и таким образом избежала серьезных перестроек и сохранила изначальный внешний вид.

Настоятелем упомянутых церквей с 1908 до 1930-х гг. был священник Сергий Стефанович Третьяков. В конце 1930-х гг. отца Сергия, после закрытия вверенных ему церквей, перевели в Троице-Сельцо, но вскоре его арестовали и 13 октября 1937 г. расстреляли. Церковь после закрытия подверглась разграблению: колокола и церковную утварь вывезли, иконы растащили. Внутреннее убранство храма с годами было полностью утрачено, лишь в нескольких местах сохранились фрагменты растительного орнамента.

В 1970-х гг. в храме, как памятнике архитектуры, провели косметический ремонт.

В 1992 г. по благословению управляющего Московской Епархии Ювеналия митрополита Крутицкого и Коломенского церковь возвратили верующим. Начались восстановительные работы, которые продолжаются по сегодняшний день. Иконописец Владимир Сидельников создал резной иконостас. В 1998 г. на престольный праздник состоялось первое богослужение.

На пастырском попечении все эти годы находятся два детских приюта, тяжко болящие люди и курсанты войсковой части, которая расположена в нескольких километрах от Пояркова. Там же удалось устроить временную церковь, где раз в неделю совершаются богослужения.

Автор: Э.Суханова

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково © 2017

Создание сайта
МедафармStudio